Публикации
Как Обустроить Беларусь: Решить Проблемы Системы Госзакупок
24 May 2017
Share:

Автор: Владимир Ковалкин

Госзакупки и связанная с ними проблема коррупции будоражит общественность по всему миру. И это понятно, ведь для чиновника нет более простого и быстрого способа личного обогащения, чем создание собственного ручейка доходов, основанного на финансовом потоке бюджетных средств, расходуемых на государственные закупки.

В Беларуси этот поток поставляет 5 млрд долларов ежегодно или треть всех расходов консолидированного бюджета. А если учесть, что по оценкам Transparency International из-за коррупции при госзакупках теряется 20-25% расходуемых средств, то сумма потерь для нашей казны будет составлять больше миллиарда долларов в год.

Такая неплохая прибавка к пенсии, не правда ли? В общем, большие деньги — большие коррупционные риски.

Возникает традиционный вопрос: «Что делать»? Есть две новости: одна плохая, другая хорошая. Коррупцию нельзя победить — это плохая новость, но коррупцию можно существенно снизить — эта новость хорошая. В белорусской системе госзакупок существует три проблемы, решив которые, можно существенно снизить коррупционные риски.

 

Первая беда наших госзакупок — это процедура закупки из одного источника. Вдумайтесь: по официальной статистике более 90% договоров государственных закупок в Беларуси заключается именно по итогам проведения этого вида процедуры закупки. При этом суммарная стоимость таких договоров превышает 50% от всего объема распределенных через госзакупки средств.

Если учесть, что через механизм госзакупок ежегодно расходуется более 5 млрд долларов, то в денежном выражении на процедуру закупки из одного источника приходится не менее 2,5 млрд долларов в год.

Такая популярность процедуры закупки из одного источника вызвана ее закрытостью, простотой применения и обоснования, а также отсутствием конкуренции — то есть идеальным сочетанием коррупционных рисков для общества и коррупционных возможностей для чиновника. Только представьте: вам выделили деньги на закупку и при этом позволили не проводить открытый конкурс — ну просто идеальное стечение обстоятельств для коррупционера.

 

Ну а как же открытый конкурс? Ведь по умолчанию чиновник обязан проводить именно этот вид процедуры госзакупки?

Всё так, но в законодательстве есть специальный перечень случаев, когда чиновник может его и не проводить. А если случай не попадает в этот перечень, то можно воспользоваться 590-м указом президента, который позволяет проводить закупку из одного источника по согласованию с вышестоящей организацией в том случае, если открытый конкурс не состоялся. Или вообще по собственному желанию, если открытый конкурс не состоялся два раза подряд.

Ну, а сделать такую спецификацию для закупки, чтобы никто, кроме нужного поставщика, не мог пройти жесткие критерии отбора — дело техники и опыта.

Вторая беда наших госзакупок — это официальные порталы, на которых эти самые закупки проводятся. Ввиду их технического несовершенства, недобросовестные участники торгов имеют возможность скрывать, публиковать неполную или частично недостоверную информацию.

К типичным нарушениям можно отнести использование бренда в описании предмета закупки, чтобы купить у кого нужно, использование букв латинского алфавита и намеренных грамматических ошибок в описании предмета закупки, чтобы потенциальные поставщики не нашли приглашение, а нужные люди, напротив, нашли и т.д. По статистике проекта opentenders.by, до 80% открытых госзакупок проводится с тем или иным видом нарушений.

Да и сам отрытый конкурс по сути электронным не является. Подготовка тендерных документов, а также процедура вскрытия и рассмотрения тендерных предложений проводится очно и с использованием бумажных носителей. В общем, официальный сайт в данном случае выполняет скорее функцию электронной доски объявлений и местом опубликования официальных документов, чем полноценной торговой площадкой.

Наконец, третья беда наших госзакупок — крайне низкая квалификация должностных лиц, ответственных за их проведение. Если в крупных организациях, способных выделить в штате отдельного специалиста, ситуация сносная, то в мелких организациях компетентность должностных лиц, отвечающих за организацию госзакупок, вызывает сомнения.

Действительно, откуда взяться профессионалу по госзакупкам в колхозе, поликлинике или детском саду? В результате приличная доля нарушений связана не столько с противоправным умыслом должностных лиц, сколько с их невнимательностью, низкой квалификацией и незнанием законодательства.

Что нужно, чтобы навести хотя бы вид порядка в системе госзакупок Беларуси? Отменить закрытые и неконкурентные виды процедур закупок на законодательном уровне, создать современный портал госзакупок и ввести аттестацию для должностных лиц.

Удастся ли это реализовать? Едва ли, уж больно велики потенциальные потери для заинтересованных в сохранении статус-кво лоббистов.